17 лютого 2016 / Тема номера

Атака на тариф

Атака на тарифСергей Надин, Алена Плотникова

Украинские финансово-промышленные группы, а проще говоря, олигархи, не хотят расставаться со сверхдоходами, и атакуют возможный, даже минимальный, рост железнодорожных тарифов на грузоперевозки. В 2016 г. они могут повыситься на 13 %. Сейчас проект соответствующего приказа находится на рассмотрении в причастных министерствах. Олигархические группы, с помощью своих медиа, настолько сгущают краски, что можно и вправду подумать: если тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не останутся стоять как вкопанные, причем желательно навсегда, то в стране обязательно начнутся глобальные катаклизмы. На самом же деле олигархи просто защищают свои разбухшие карманы.

Чем меньше подконтрольные отечественным толстосумам предприятия потратят денег на железнодорожные перевозки, тем больше средств останется в кошельках их хозяев, и тем красивее будет их и без того кудрявая жизнь. Вряд ли кто-то питает иллюзии по поводу того, что недоданное, а по факту, отобранное этими воротилами у государственной железной дороги пойдет на благие цели… Поэтому они и запугивают общество то ростом курса доллара, за уши привязав это к возможной корректировке тарифов, то стращают снижением занятости населения, хорошо, хоть распространение вируса Зика еще не сумели привязать к железнодорожным тарифам.

И тут любой здравомыслящий человек понимает, что реальная угроза может исходить как раз от того, что цена на грузовые перевозки по железной дороге будет неизменной, при росте цен на энергоресурсы, запчасти и расходные материалы. Ведь ни для кого не секрет, что уровень износа основных фондов железнодорожной отрасли и так на пределе. Локомотивы 60-х годов, если их хотя бы не латать, везти уже не будут. Если не поддерживать в исправном состоянии рельсы, шпалы и переезды, то гарантировать безопасность перевозки будет невозможно. И это не надуманные страшилки, об этом уже нужно говорить предметно. 

Инстинкт самоуничтожения

Если хоть на день остановится железная дорога, то коллапс, по крайней мере, экономический, обеспечен. Поэтому странно, что у олигархов не работает хотя бы инстинкт самосохранения. Блокировать повышение тарифов — это в перспективе затягивать удавку на шее собственного бизнеса, ведь он же напрямую зависит от того, сколько руды и металла железнодорожники перевезут на экспорт. Ведь бизнес-то у них в основном сырьевой, и на этом он и держится: вывезли — деньги получили, нечем везти — и денег нет.

Но, видимо, сиюминутная выгода, а попросту жадность, уже достигла такой концентрации, что крупные промышленники, как банальные щипачи в общественном транспорте, возжелали пошарить в карманах железнодорожников, — вдруг они могут и без повышения тарифов прожить. Недавно они озвучили свое клептоманское желание в статье в одном из авторитетных изданий. Главный посыл материала: финплан Укрзализныци на 2016 г. раздут специально, чтобы поднять тарифы…

Оценивать моральную сторону этой публикации будет читатель, но, поскольку лоббистские аппетиты олигархов могут нанести урон стратегической отрасли, да и, по сути, несут угрозу безопасности железнодорожных перевозок, тезисы, озвученные в этом материале, нуждаются в предметном рассмотрении. Большинство из них с экономической точки зрения попросту не обоснованны и явно писались под диктовку в кабинетах владельцев крупного бизнеса, которые заинтересованы в том, чтобы заморозить тарифы на грузоперевозки по железной дороге.

Ключевые посылы в материале таковы: нужно рассмотреть, что железнодорожники закладывают в себестоимость, может, там закупки по завышенным ценам. Второй тезис: заложенное в финплан Укрзализныци повышение цены материалов и энергоносителей не соответствует реалиям. Затем следовал бесплатный совет: пусть железнодорожники пороются у себя в финансовых источниках, есть у них, мол, амортизационные отчисления, вот пусть и направляют их на свои капитальные вложения. И верхом экономической безграмотности автора, или тех, кто ему диктовал, является заявление о том, что курсовые разницы, запланированные железнодорожниками на этот год, имеют резерв около 2,1 млрд грн. Они, мол, предусматривают начисление убытков от роста курса доллара на весь объем кредитного портфеля в иностранной валюте, а не на часть, подлежащую реструктуризации. В целом в статье даже названа сумма, на которую, как считают ее заказчики, можно затянуть пояс железнодорожникам, это 5—6 млрд грн. И для того, чтобы очень впечатлительный читатель пустил слезу, в этой статье есть еще пара словесных пассажей, после прочтения которых просто хочется пожалеть бедных олигархов, владеющих предприятиями ГМК. Например, вот такой: значительная часть предприятий горно-металлургического комплекса завершила год с нулевой рентабельностью или себе в убыток…

Недоплаченный тариф

Чтобы не расплакаться и правильно понимать сложившуюся ситуацию, для начала можно привести данные, озвученные в издании «ЛИГАБизнесИнформ» экспертом в тарифообразовании Иваном Макушенко, ныне советником Министра инфраструктуры.

По его мнению, если сравнить уровень тарифов в Украине и в соседних странах, то сумма недополученного Укрзализныцей дохода составляет минимум 30 млрд грн. И это за 2014 г.

gv1.JPGТакже эксперт озвучил то, о чем ранее говорить было не принято. По его мнению, кроме фактора откровенного демпинга в ценах на перевозки в Украине, по сравнению со странами-соседями, должен быть поставлен еще один политический вопрос. Кто из экономических агентов способен наиболее эффективно в интересах общества использовать ресурс в 30 млрд грн, который недополучает Укрзализныця? Сейчас, как утверждает Иван Макушенко, именно олигархи де-факто контролируют этот ресурс и в основном направляют его на операционную поддержку своего бизнеса, погашение корпоративных долгов, возможно, на инвестиции в бизнес (а это в основном сырьевые активы), в политические проекты и вывод средств за пределы страны. В то же время, получив адекватные тарифы, Укрзализныця могла бы провести полномасштабную модернизацию своих активов, что однозначно может запустить мультипликативный эффект для целых отраслей промышленности страны. Вот почему толстосумы боятся даже упоминания о повышении тарифов на грузоперевозки железной дорогой.

Скромная необходимость

Далее к конкретике. На 2016 г. действительно запланировано повышение тарифов на грузовые перевозки на 15 %, но, поскольку намечено оно с марта, среднегодовой рост стоимости перевозок не превысит 13 %. ПАО «Укрзализныця» рассчитывает получить от повышения 5,2 млрд грн дохода. Теперь ясно, почему в заказной статье озвучена именно такая сумма в качестве ориентира для затягивания поясов железнодорожникам. Олигархи не хотят уступить ни копейки.

Что же касается расходов Укрзализныци, которые, якобы, взяты с потолка. Так вот, по данным ПАО «Укрзализныця» все они рассчитаны, исходя из Основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2016 и 2017—2019 гг., которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины. А именно: индекс потребительских цен — 114,2 %, индекс цен производителей промышленной продукции — 110,4 % и курс доллара — 24,1 грн. Сегодня уже смешно говорить о таком курсе валюты, скорее всего и ориентировочные индексы будут другими, но это еще раз подтверждает тот факт, что железнодорожники заложили минимально возможные цифры при расчете финплана и повышения своего тарифа.

Теперь касательно прозрачности закупок и возможных завышенных цен. Здесь, конечно, руку ни за что нельзя давать на отсечение, но, тем не менее, Мининфраструктуры и подконтрольные ему предприятия стали пионерами во внедрении системы электронных закупок ProZorro. Кроме того, 95 % закупок в ПАО «Укрзализныця» проводятся по процедуре открытых торгов и с обязательной он-лайн-трансляцией. Созданы специальные мониторинговые группы для контроля тендеров, в которые вошли независимые эксперты и известные журналисты, специализирующиеся на темах раскрытия коррупции в системе госзакупок. В целом сумма, сэкономленная за счет прозрачности закупочных процедур, внедренных за последний год в Укрзализныце, оценивается примерно в 700 млн грн. Поэтому вряд ли тут уже есть такой значительный запас резервов, как на это намекают промышленники.

Также следует отметить, что хозяева финансово-промышленных групп явно кривят душой, когда вкладывают в уста автору, написавшему статью, атакующую рост тарифов, слова о том, что металл, мол, дешевеет, а Укрзализныця этого не учитывает. На самом же деле, по предварительным данным, которые дали на рассмотрение железнодорожникам эти же финансово-промышленные группы, они предлагают Укрзализныце закупать свою продукцию в 2016 г. намного дороже. Так прогнозируется подорожание рельсов до 100 %, стали — более чем на 73 %, швеллера — на 58 %, колеса — более чем на 50 %. Да и электроэнергия предположительно подорожает. А вот что будет с дизтопливом, вообще сложно предугадать.

Не выдерживает критики и заявление автора статьи о том, что такого источника, как амортизационные отчисления достаточно для капинвестиций Укрзализныци. В общей сумме расходов железнодорожной отрасли почти 28 % составляют амортотчисления. Их рост в 2,4 раза к прошлому периоду произошел в результате переоценки основных средств, проведенной в рамках реформирования, для справедливой оценки стоимости вкладов в уставной капитал ПАО «Укрзализныця». В то же время следует понимать, что амортотчисления без индексации тарифов — это виртуальные средства. И автор, который заявляет, что их достаточно и без повышения стоимости перевозки, явно не дружит с экономикой. Если рост расходов не будет подкреплен соответствующими плановыми доходами, то значительные амортизационные отчисления могут привести к существенным убыткам, что подтверждено результатами экспресс-анализа показателей проекта финансового плана ПАО «Укрзализныця» на 2016 г., проведенного аудиторской компанией, входящей в «Большую четверку» международно признанных аудиторских компаний.

Впрочем, удивляет экономическая безграмотность публикации, направленной против железнодорожных тарифов, как уже говорилось выше, тем, что там абсолютно не квалифицированно написано и о начислении курсовой разницы на задолженность Укрзализныци. Так вот, начисление проводится на весь остаток кредитной задолженности в валюте каждого отчетного периода, что знает даже студент-первокурсник. При этом курсовая разница рассчитывается как на часть кредита, который погашается, так и на всю сумму остатка задолженности по кредиту, что и предусмотрено финпланом Укрзализныци. В 2016 г. сумма курсовой разницы составит 3,3 млрд грн. И это, напоминаем, с учетом доллара по 24,1 и евро по 27,2. Хотя в реальности курс уже пошел вверх.

Говоря о якобы бедственном положении предприятий, подконтрольных олигархам, автор скромно умолчал о том, что железнодорожники, как заявляет лидер самого мощного профсоюза отрасли Вадим Бубняк, уже сместились на 19-е место по зарплате в стране. В то время как металлурги прочно закрепились на 13-м месте. Это, конечно, хорошо, но чем хуже железнодорожники? В целом же в финплане Укрзализныци чуть более 30 % — это расходы на оплату труда с начислениями. А ведь Укрзализныця еще держит на своих плечах и убыточные пассажирские перевозки.

В общем, подводя черту, можно сказать, что расходная часть финплана Укрзализныци на 2016 г., которая запланирована в сумме 70,3 млрд грн,— это минимально необходимый ресурс для того, чтобы обеспечивать безопасную перевозку грузов и пассажиров. Олигархи, как бы они не старались, не имеют аргументов, чтобы заблокировать обоснованное повышение стоимости перевозки грузов. Тем более что индексация тарифов не приведет к существенному изменению транспортной составляющей в конечной стоимости продукции. В частности, в стоимости нефти и продуктов, а также ее переработки это будет лишь 0,27—0,57 %, черных металлов — только 0,31 % и угля — лишь 0,82 %. Так что страшилки, господа олигархи, приберегите для собственных потомков и платите за перевозку справедливую цену.

kornienko.JPGГлава ассоциации работодателей железнодорожного транспорта Украины Владимир КОРНИЕНКО:

«Нападки на железнодорожный тариф со стороны различных лобби — явление постоянное. Промышленники не только не хотят понять, что повышение тарифа нужно не для обогащения железнодорожников, а для стабильной работы всей экономики Украины, но и с помощью некомпетентных и экономически неграмотных статей в подконтрольных им изданиях негативно настраивают общественность. Так представители бизнеса якобы аргументируют ненадобность повышения железнодорожного тарифа 27,7-процентной рентабельностью Укрзализныци за 2015 г. Но это ведь всего лишь показатель грузовых перевозок. А как же быть с остальной деятельностью железной дороги, например с пассажирским направлением? Итого за прошлый год мы имеем минусовую общую рентабельность (–3,4 %). Но об этом почему-то умалчивают. Что касается самой процедуры установки размера железнодорожного тарифа. Ведь никто не говорит о том, что доходы железнодорожники получают в гривнях, а расходная часть (а именно цены приобретенных основных материалов и услуг, кредиты и т.д.) связана с курсом доллара. Так основной показатель доходности работы железной дороги — доходная ставка (стоимость перевозки 1 т груза на 10 тыс. км) — рассчитан в долларах и падает с каждым годом все ниже: в 2008 г. этот показатель составлял 2,1 цента США, а в прогнозе на 2016 г. — уже 0,96 цента. Таким образом, даже при повышении тарифа в гривнях фактически железнодорожники так и недополучат необходимых средств для нормального развития отрасли. Так как эти предполагаемые 15 % пойдут сугубо на поддержание в технически исправном состоянии инфраструктуры и подвижного состава. А это уже вынужденная мера, без которой остановится не только железная дорога, но и вся экономика страны».

 
Для додавання коментарiв Ви маєте бути зареєстрованi.
реєстрацiя | авторизацiя
 Вересень 2017 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Нд
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Яка рубрика в «Магістраль-експрес» Вам подобається найбільше?
Вікно у залізницю (19)
Розмова в купе (14)
Сканворд (8)
Особистість (2)

ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Залізничне перехрестя
 
Усі права захищено © 1992—2010 Редакція газети "Магiстраль"
За повного передруку матеріалу посилання на статтю обов'язкове.
За часткового передруку матеріалів сайту посилання на www.magistral-uz.com.ua обов'язкове.
Контакти: Тел./факс: 465-01-90, E-mail:magistral@uz.gov.ua