21 вересня 2016 / Акцент

Карьерный запрос

Карьерный запрос

ПАО «Укрзализныця» в пиковые периоды не имеет технической возможности полностью удовлетворить заявки отечественных производителей в перевозках стройматериалов из-за нехватки подвижного состава. Для исправления ситуации и привлечения инвесторов в обновление парка необходимо создать рыночные условия в сегменте оперирования вагонами, либо массово закупать вагоны за государственные средства.

Такие неприятные вопросы поднимались в ходе конференции «Украинская строительная неделя» в Киеве, где обсуждался вопрос транспортировки одного из основных железнодорожных грузов — щебня. Стройматериалы, к которым он относится, в среднем с начала года в общем объёме перевозок занимают 15 %. В качестве спикера от ПАО «Укрзализныця» на мероприятии выступил заместитель начальника филиала «Центр транспортной логистики» Андрей Мирошников.

Scheben_ 2 kol.jpg— Сегодня у нас критическая нехватка подвижного состава. Из 26 тыс. рабочих полувагонов 10 тыс. находятся на неконтролируемых территориях, а из оставшихся 16 тыс. 5 тыс. единиц до конца года должны встать «под забор» из-за окончания срока службы, — отметил специалист. Таким образом, по его словам, если ситуация и дальше будет такая же, то менее чем через 10 лет в отрасли практически не останется сколько-нибудь существенного парка вагонов.

Сейчас железнодорожники всеми силами пытаются исправить ситуацию, изыскивая средства для постройки новых вагонов на собственных мощностях и ведя переговоры о приобретении вагонов в кредит. Однако этого явно недостаточно, ведь планируемые закупки в разы меньше потребностей, да и ремонтами ситуацию уже не исправить.

И всё это происходит на фоне снижения производства щебня. А что будет, когда начнется запланированное Министерством инфраструктуры массовое строительство автодорог? Перевод перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный (что уже широко практикуется и принимает угрожающие масштабы) вряд ли можно считать приемлемым. Ведь самосвалы с кузовами практически размером с полувагон (грузоподъемностью до 45 т!) разобьют оставшиеся и без того не в лучшем состоянии дороги. Да и для окружающей среды такие перевозки не лучший вариант.

Выходов из сложившейся ситуации не так уж и много. Поскольку вряд ли у государства при нынешних условиях найдутся миллиарды на массовое обновление парка подвижного состава, наиболее реалистично привлечение бизнеса к закупкам вагонов. Однако для этого необходимо дерегулировать вагонную составляющую тарифа и создать рыночные условия в сегменте оперирования вагонами. Щебень относится к разряду так называемых низкостоимостных грузов, и его перевозки отличаются невысокой рентабельностью. В связи с этим и закупка вагонов оператором при нынешнем уровне тарифов себя не оправдывает, ведь период окупаемости инвестиций больше срока службы вагона. Для карьера приобретение собственного парка тоже не выгодно из-за ярко выраженной сезонности перевозок строительных грузов.

Scheben 2_1 kol.jpgКонечно, скептики могут возразить, что повышение вагонной составляющей может вызвать рост тарифа и, таким образом, произойдет удорожание строительства автодорог. Но, с другой стороны, о чём уже говорилось, грузовые автомобили со щебнём разбивают дороги. Круг замыкается. И государству, как регулятору тарифообразования, необходимо сделать сбалансированный выбор.

Кстати, схожая ситуация с дефицитом вагонов ныне наблюдается и со многими другими, более рентабельными грузами, кроме разве что приоритетного энергетического угля для теплоэлектростанций. Заявки грузоотправителей в среднем удовлетворяются на 60 %.

Оставляет желать лучшего, по мнению присутствующих на конференции представителей карьеров, и состояние подаваемого подвижного состава из-за крайней степени его изношенности. Практически перед каждой погрузкой приходится проводить серьезную под-готовку вагонов, граничащую с ремонтом. А особенно тяжёлая ситуация с полувагонами, являющимися основным родом подвижного состава для перевозки щебня.

Представителей карьеров интересовали и вопросы порядка оплаты за перевозки, распределения вагонов, а также возможного повышения тарифов. По словам А. Мирошникова, до конца текущего года индексации не будет, повышение запланировано на следующий год, однако прогнозировать, на сколько и когда это произойдет, невозможно из-за сложной процедуры согласования с множеством министерств и ведомств. Он также отметил, что предположительно с 1 января 2017 г. планируется внедрение единого договора и соответственно системы оплаты за грузоперевозки. Кроме того, в настоящее время ведётся разработка автоматизированной системы распределения вагонов.

На конференции также рассматривали вопросы о перспективах производства щебня в Украине. Ведь уже не первый год наблюдается его снижение. Особенно усугубляет положение введение санкций со стороны России, ранее являющейся основным экспортёром. И несмотря на это, Украина всё-таки удерживает высокое 6-е место в Европе по производству щебня, а его конкурентоспособная цена даёт надежду на продвижение продукции на рынки ЕС. Пока же доля экспорта, и особенно в западном направлении, совсем невелика.

mirosnikov.jpgЗаместитель начальника филиала «Центр транспортной логистики» ПАО «Укрзализныця» Андрей МИРОШНИКОВ:

«Главная проблема сегодняшнего дня — это дефицит подвижного состава. К примеру, большим спросом, из-за удобства в эксплуатации и надёжности, для перевозок щебня пользуются так называемые обрезанные вагоны-цементовозы серии 969. Их всего 1 тыс., и каждый день мы можем выделить под погрузку только порядка 50 свободных вагонов, а заявок на них поступает до 600».

 
Для додавання коментарiв Ви маєте бути зареєстрованi.
реєстрацiя | авторизацiя
 Квiтень 2017 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Нд
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Яка рубрика в «Магістраль-експрес» Вам подобається найбільше?
Вікно у залізницю (19)
Розмова в купе (14)
Сканворд (8)
Особистість (2)

ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников ZDSim.kiev.ua - Клуб железнодорожников Залізничне перехрестя
 
Усі права захищено © 1992—2010 Редакція газети "Магiстраль"
За повного передруку матеріалу посилання на статтю обов'язкове.
За часткового передруку матеріалів сайту посилання на www.magistral-uz.com.ua обов'язкове.
Контакти: Тел./факс: 465-01-90, E-mail:magistral@uz.gov.ua